Обзор альбомов Поля Мориа. Часть 1. 60-е годы.

Источник: fanclub.paulmauriat.ru

1969 Paul and Irene Mauriat with interviewer

Во время многих концертных туров Поля Мориа часто спрашивали о его музыкальных пристрастиях. Ответы Мориа были столь же разнообразны как был велик диапазон жанров мелодий в репертуаре его оркестра. Eще один любитель хорошей музыки и великих музыкантов, включая Поля Мориа, Алан Чонг из Сингапура постарался сложить цельную картину. Вы можете прочитать его обзор записей Поля Мориа. Без сомнения вам понравится.

Alan Chong
Alan Chong

РАЗБИРАЯ МУЗЫКУ ПОЛЯ МОРИА 1960-х:

КАЛЕЙДОСКОП ИННОВАЦИЙ, БИТ И БАЛЛАДЫ

Paul Mauriat 1960s 500
Для поклонников Поля Мориа имя маэстро стало известно в качестве бренда лишь с 1960-х годов. Технически оно появилось в сочетании со словами "оркестр" и "большой оркестр" только в 1965 году. До этого времени он записывался под псевдонимом "Сателлиты", альбомы которых - те, которые я смог обнаружить – имели надпись "аранжировки Поля Мориа".

Идентификация Мориа с гранд-оркестром была больше, чем просто изменение названия. Поль Мориа вошел в мейнстрим популярной музыки 1960-х годов. Я называю эту фазу творчества Мориа в 1960 "инновации, бит и баллады". Чтобы понять, почему это так, и каковы особенности звука маэстро, необходимо дать краткий обзор состояния популярной музыки 1950-х и начала 1960-х годов.

[Небольшое предложение: пусть играет то, что вы любите из 1950-х пока читайте следующий раздел; а затем включите LP/CD Поля Мориа "BLOOMING HITS" на оставшуюся часть статьи]

1950-Е ГОДЫ В ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКЕ

Million_Selling_Hits_of_the_Fifties_EMI_CFP_CD680Всегда трудно и очень несправедливо обобщать целое десятилетие в популярной музыке. Но если кто-то попросил меня это сделать, я бы ответил, остановившись на имени Нэт Кинг Коула, чья карьера достигла своего пика в 1950-х годах, когда он пробовал свой вокал в различных стилях, - джазовых фортепианных трио, биг-бэнде, пышных оркестровых балладах и, в более поздним альбомах, балладах в стиле кантри. Вошедшие в поп-чарты современники Коула, такие как Пегги Ли, Дин Мартин, Джонни Матис, Розмари Клуни, Дорис Дэй и Вик Дамоне, все они исполняли свинг, джаз либо пышные баллады.

Mantovani 400Бродвейские мюзиклы с их широким использованием ансамблевого звучания струнных также наложили отпечаток на свинг и баллады. Казалось, что большинство исполнителей придерживались какой-то стандартизированной формы. Один из ведущих инструментальных коллективов того времени, оркестр Мантовани, в своих аранжировках следовал этому доминирующему стилю. Никого не удивило бы, что если при выборе оркестра, символизирующего память о 1950-х годах, зазвучал бы звук каскадов скрипок оркестра Мантовани. Эти скрипки "говорили" бархатистым совершенством вокалистов, имена которых ассоциировались со многими хитами той эпохи.

Elvis Presley 300Однако, как видно из взятой в интернете таблицы популярности, приводимой ниже, в промежутке между серединой и концом 1950-х годов имели место грандиозные эксперименты с изменением музыкального темпа. Кажется, что новые ритмы ввели искусство танцевальных и концертных залов в бары, открытые кафе, на улицы и набережные. Стали ощутимыми Элвис Пресли, Перес Прадо, Бобби Дарин и появившаяся соул-музыка стилей от фирм "Motown" и "Atlantic". Темп стал более неистовым и даже стал очень непредсказуемо сливаться с быстрыми и медленными ритмами. Можно сказать, что расцвет электрогитары с начавшимся "твангом" в поп-музыке добавился к тому, что должно было произойти в 1960-х.

Здесь образцы средне-поздних эстрадных хитов 1950-х с
музыкального фан-сайта:

  1. Don't Be Cruel/Hound Dog............................Elvis Presley
  2. Cherry Pink And Apple Blossom White..........Perez 'Prez' Prado
  3. Sincerely .......................................................The McGuire Sisters
  4. Singing The Blues..........................................Guy Mitchell
  5. Mack The Knife.............................................Bobby Darin
  6. All Shook Up.................................................Elvis Presley
  7. Rock Around The Clock................................Bill Haley & His Comets
  8. The Wayward Wind ......................................Gogi Grant
  9. Sixteen Tons ................................................"Tennessee" Ernie Ford
  10. Heartbreak Hotel...........................................Elvis Presley
  11. Love Letters In The Sand...............................Pat Boone
  12. Jailhouse Rock .............................................Elvis Presley
  13. (Let Me Be Your) Teddy Bear........................Elvis Presley
  14. At The Hop...................................................Danny & The Juniors
  15. Love Is A Many-Splendored Thing................Four Aces
  16. Rock And Roll Waltz.....................................Kay Starr
  17. The Poor People Of Paris .............................Les Baxter
  18. The Yellow Rose Of Texas............................Mitch Miller
  19. Memories Are Made Of This.........................Dean Martin
  20. April Love.....................................................Pat Boone
  21. The Battle Of New Orleans............................Johnny Horton
  22. Young Love...................................................Tab Hunter
  23. It's All In The Game......................................Tommy Edwards
  24. The Purple People Eater...............................ShebWooley
  25. Tammy.........................................................Debbie Reynolds

1961 – 1964 "Les Satellites"
1961 – 1964 "САТЕЛЛИТЫ"

1962_Les_sutellites_with_Paul_MauriatСреди молодой публики стал популярен стиль музыки, соединивший твист и слоу-рок, исполняемой группой электрогитар или сольной гитарой, сопровождающими вокалиста, или, в случае Поля Мориа с "Сателлитами", хора, поющего прилипчивые мелодии, с периодическими включениями органных рифов, ритмичной саксофонной интерлюдии и чёткой перкуссии. Когда "Сателлиты" начали коммерческие записи в период 1961-1964 гг. их звучание соответствовало моде конца 1950-х. Указанные даты могут измениться после исследования закрытых пока в архивах более ранних записей Мориа. В любом случае "Сателлиты" играли популярные тогда треки, такие как "Chariot", французскую версию песни Рэя Чарльза "Hit the Road, Jack" "Ballade a Sylvie" "Voila, voila"  и "Les amantes sapares" (More) .

Благодаря усилиям российского Фан-клуба Поля Мориа я смог прослушать образцы записей старых пластинок, сохранившихся у коллекционеров, которые выпускались лишь во Франции. При первом прослушивании "Сателлитов" может создаться впечатление, что это типовые классические записи музыки тех ранних лет, когда маэстро ещё предстояло найти своё характерное звучание. Они могли бы заставить вас сделать несколько танцевальных движений по полу вашей гостиной, а потом вы осознаёте, что это звучит подобно любой из тех популярных песен из топ-чарта конца 1950-х.

PopulaireПрекрасным критерием для понимания звучания "Сателлитов" может послужить саундтрэк французской романтической комедия "Любовь на кончиках пальцев" 2012 года, которую я случайно посмотрел, разумеется, с субтитрами, во время одного длительного авиаперелета. Это история о молодой француженке из сельской местности, работающей машинисткой, наставником которой после несколько оплошностей, которые он не смог стерпеть, стал ее босс, в конце концов, ставший ее мужем, а она сама - чемпионом мира на международном конкурсе машинисток в США. Наряду с песнями Нэт Кинг Коула фильм содержит несколько слоу-роковых и твистовых номеров, напоминающих записи "Сателлитов". Я должен также добавить одно последнее замечание о музыкальном контексте этого фильма, хотя это выходит за рамки темы данного обзора. В заключительной сцене после того как героиня Роуз Памфиль получает свой приз и заключает своего мужчину в объятия, конферансье объявляет с романтическим вздохом: "Америка для бизнеса, а Франция для любви!" В связи с этим далее я просто обязан рассказать вам о том, как Мориа определил понятие "любовь" во французской популярной оркестровой музыке.

1965 - 1968 "LISTEN TO PAUL MAURIAT!" … И "BLOOMING HITS"

1966_Philips_SFL-7284К 1965 году Поль Мориа выпустил первый полноценный альбом под своим собственным именем, демонстрируя совершенно новое звучание, которое можно определить как оркестровую аранжировку поп-музыки. Во Франции и Великобритании альбом "LISTEN TO PAUL MAURIAT!" был также известен как "PAUL MAURIAT ALBUM No.1". Для настоящего обзора я использовал японское ремастированное издание этого альбома с изображением на лицевой обложке миниатюрной леди, идущей через летний лес, лицо которой выражает очарование. На диске отмечено, что он выпущен для японского рынка в 1966 году фирмой "Philips". (Диск также переиздан в России компанией "RMG рекордз" под названием "LISTEN TO THE FABULOUS PAUL MAURIAT ORCHESTRA").

Трэки "Mon coeur d’attache" "Le ciel, le soleil et la mer"  и "Attends ou va-t’en"  звучат как аранжировки, достойные Чайковского и Моцарта, если бы они совместили симфонический фон с рок-перкуссией, гитарами и барабанами. Представьте себе захлёстывающие струнные переходы среди быстрого потока инструментов, характерных для рока. Хит Шарля Азнавура "La boheme"  преображается после фортепианного вступления в шопеновском стиле, переходящем в витиеватую игру клавесина, что буквально придаёт песне богемский характер. Затем итальянский поп-хит "Io che non vivo"  более известный как песня "You Don’t Have to Say You Love Me" в исполнении Дасти Спрингфилд, звучащий у Мориа с выражено драматическим оркестровым крещендо, начинающимися и заканчивающимися фортепианными соло в стиле Моцарта, и всё это как бы в море скрипок. Все это время ударные и арфы повторяют почти гипнотический поп-ритм, напоминающий о том, что вы находитесь на территории звука Мориа, а не на концерте классической музыки 19 века!

2006_Blooming_hits

К появлению лидера чартов популярности 1968 года, альбома "BLOOMING HITS", основные особенности стиля гранд-оркестра Мориа уже очевидны. Внешнее оформление альбома с ярко раскрашенной обнаженной моделью говорит всё – сплошные цветы, сексуальные формы, заводные движения, творчество личности и новая популярная мода – это звук Поля Мориа. Как писал Дик Лохте в буклете для LP, - этот музыкант играет "Сегодняшний звук" или "Звук сегодняшнего дня". Послушайте внимательно "L'amour est bleu" , и вы поймете, что это не просто обычная популярная песня, которая исполняется инструментально.

1968 Paul Mauriat at Ed Sullivan show
Paul Mauriat plays "Love is blue" at Ed Sullivan show, 1968

Неоклассическая струнная аранжировка так лидирует в мелодии, что кажется, это означает на самом деле умный поворот к Концерту для гобоя в ре-минор Алессандро Марчелло 18-го века. Прислушайтесь к вступлению гобоя и ускорьте его темп - и вам как бы слышится "L'amour est bleu". Замените оригинальный вокал Вики Леандрос клавесином и тогда вы услышите сюрреалистическую музыку того вечного качества, которое, будучи "барокко", одновременно является и "передовой инновацией". "Love is Blue", как известно, стала классикой, и если вы спросите меня, то просто потому, что эта мелодия была аранжирована в соответствии с умно синтезированной формулой, которая сочетает чисто классическую идею романтики, замешанной на концентрированном звуке труб, чёткой работе ударных и удачно размещённых линий баса. И в середине вещи вы наткнетесь на цветастую подпись клавесином самого Мориа. "Love is Blue" не стареет. Она всегда будет ассоциироваться с поп-сценой 1960-х годов и одновременно с инновациями.

Послушайте её запись сразу после прочтения этой части обзора и вы будете удивлены, когда вновь откроете ее почти освежающее вечнозеленое сочетание движения, рефлексии [клавесин вызывает ее своим щипковым звучанием!] и грациозности. Затем окунитесь в звуки остальных мелодий альбома и у вас перехватит дыхание от "Penny Lane" "A Kind of Hush" "Mama" (When My Dollies Have Babies) "Inch Allah"  и "Puppet on a String" . Быстротечные ритмы, изящные барабанные биты, яркие трубные звуки и частое включение классической трубы дают понимание огромного музыкального новшества 1960х, созданного руками Поля Мориа.

И сверх всего сказанного, альбом открывается ароматизированным в латиноамериканской манере "Somethin’ Stupid" , что позволяет струнным инструментам буквально петь, которым помогает бессловесный хор, который усиливает приятный роман в оригинальной песни Фрэнка и Нэнси Синатра. Так что не удивительно, что альбом "BLOOMING HITS" оказался инструментальным бестселлером за всю историю поп-музыки.

ОТ "WORLD TOP HITS" (1967) К "LA REINE DE SABA" (1968)

1966_Top_world_hits

Следующие для меня два ярких диска гранд-оркестра Поля Мориа 1960-х это "WORLD TOP HITS" 1967 и "LA REINE DE SABA" 1968. "WORLD TOP HITS" является как бы подходом к альбому "BLOOMING HITS ". Посмотрите внимательно на поп-чартовские серенады:

Вы быстро поймете, что Мориа буквально заявляет о том, что всё, являющееся вокальным хитом, может, под его дирижёрской палочкой, стать инструментальным хитом. Это захватывающая смесь подвижных ритмов, грандиозно аранжированные оркестровые трубы для имитации кинематографических звуковых сцен, призвуки "ритм-энд-блюзовыз" органных аранжировок и вставки джазовой трубы добавляют ауре модности и радости жизни в этом альбоме.

1966_More_MauriatФирма "Dutton Vocalion" недавно переиздала другое международное издание альбома "WORLD TOP HITS" под названием "MORE MAURIAT", на лицевой обложке которого изображена стеклянная кабина двухместного вертолета. Если вспомнить фильмы конца 1960-х, вертолет в них был видением будущего, вместе с короткими юбками и гламурностью моды. Диск "MORE MAURIAT" был дефиле для "своей толпы".

Диск "MORE MAURIAT" включает два дополнительных трека, которых нет в "WORLD TOP HITS", но формула его сохранена. Любому вокальному хиту в чартах могут быть приданы новые измерения в инструментальной обработке. Эту форму

Grand Orchestras - лучшие оркестры мира © 2016

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (9)